Главная      Контакты      Об использовании материалов

Семейное образование. 5 класс, второе полугодие.

Пятница, 14 мая 2021 г.

Второй семестр на семейном обучении. Продолжаем в том же духе.

Незаметно промчался год. Казалось бы, вот только забирали из школы личное дело, а уже весна позади, сданы две сессии моей пятиклашкой, а впереди замаячил следующий этап - шестой класс.
Учёба дома - процесс непростой. Ребенок знает, что контролирует его не чужой человек, перед которым стесняешься, чувствуешь стыд за халтуру. Дома за всё отвечает мама, поэтому с ней как с родной: можно попробовать потянуть время, что-то не успеть, не доделать, поогрызаться под настроение. Можно выражать регулярное недовольство:
- объемом и содержанием задания ("а вот в школе нам такое сложное не задаюуууут" );
- горькой участью старшего ребенка по сравнению с младшим ("а вот у Леночки задания интересные, тетрадки с картинками, а у меняааааа....");
- необходимостью успевать и задания по школьной программе, и те дополнительные, что мама считает обязательным для среднеобразованного человека ("а почему я должна делать в два раза большеээээээ").
Поводы для недовольства у дочери берутся буквально из рукава, как у фокусника, и в большом ассортименте. Но при этом как только я предлагаю вернуться в альма-матер, на лице ребенка возникает обиженно-оскорблённое выражение, голос начинает дрожать:
- Нет, мамочка, я не хочу, я лучше дома. Я же не буду успевать на блоггерство и дизайн, на теннис и баскетбол! Я не хочу бросать свои занятия!
- Ну, остальные детки учатся в школе и успевают! Тебе не придётся ничего бросать. Давай вернемся.
- Нет, я не хочу, я буду учиться дома...
Честно говоря, моё родительское мнение стало всё же клониться к возвращению в школу хотя бы ненадолго, на пару месяцев. По математике, русскому, истории, биологии и географии мы прошли всё, что я запланировала, примерно к концу февраля. Плюс из нашего класса многие дети ушли в Экотех, поэтому учеников осталось сильно меньше нормы. По этим причинам мне показалось разумным поучиться до конца года в очном формате. Чтоб учителя посмотрели получше на ученицу, поработали с ней не в режиме "вижу раз в полгода", а в обычном,  да и ей самой неплохо бы вспомнить, как живут дети, посещающие школу. Но дочь активно сопротивлялась, и отец встал на её сторону. Поэтому второй семестр выдался у нас снова домашним.
Итоговые тесты мы, как и в прошлый раз, начали сдавать сильно раньше запланированных дат. Потому что это правильно: без спешки, постепенно, не смешивая подготовку к разным предметам. Да и учителям в конце года есть чем заняться, кроме СОшников.
Английский не готовили, пошли с тем багажом, который имели в результате наших с дочкой совместных занятий не по школьной программе. В рамках обучения иностранному языку я придерживаюсь схемы моей школьной наставницы Нины Григорьевны. Уроки делятся на грамматику (за этот год мы прошли времена глагола и пассивный залог), домашнее чтение (это художественные книги на английском, которые ребенок просто читает: к примеру, легенды о короле Артуре) и топики (это познавательные тексты о праздниках, великих людях, об олимпийских играх и тд - их нужно прочитать и перессказать).
Биологию и географию дочь сдавала только по школьным учебникам, дополнительно мы ничего в этом семестре не изучали. Кроме, пожалуй, видео (спасибо интернетуроку)  по темам биологии в дополнение к параграфам.
Учебник русского языка, скажу честно, никто из нас даже не открывал. В начале учебного года я сфотографировала содержание и поняла, что всё там перечисленное детям уже известно из предыдущих курсов. Не додумалась я сохранить изображения, но помню, что в 5-м классе дети продолжали топтаться на НЕ с глаголами, разделительном мягком знаке и тп.  Мы с дочкой весь год шли по пособиям Щербы и Баранова. Я посчитала, что такой подготовки для сдачи будет более чем достаточно. И не ошиблась. Мало что из изученного пригодилось на контрольной (если вообще что-то пригодилось). Вопросы включали в себя фонетический разбор и несколько пропущенных мягких знаков в словах. Было ещё что-то, но вспомнить сейчас трудно.  Тем более, что с дочкой второй семестр мы посвятили местоимениям, дошли до глагола, а школьные темы никак не пересекались с нашим материалом.
Литературу сдавали, прочитав только учебник. Я мало занимаюсь с дочкой этим предметом. Как правило, я контролирую прочтение главных изучаемых произведений, и по ним мы пишем сочинения. За этот год у нас имелось несколько по "Руслану и Людмиле" и по "Вечерам на хуторе...". Робинзон Крузо, герои Платонова мне в своё время самой "заходили" очень тяжело, поэтому дочь я не стала ими утомлять. Вместо этого у нас с ней возник договор: каждый день ребенок читает (необходимый минимум 20 стр., можно больше), но выбор книги мы чередуем - одну предлагаю я, следующую выбирает она, потом снова я, снова она и т.д. Если предложенная мной книга не вызывает интереса после некоторого числа страниц, мы её меняем. Так, к сожалению, не нашел отклика в дочкином сознании "Таинственный остров". Зато за этот семестр прочитаны с моей "подачи": "Динка" Осеевой, "Зверобой" Купера, "Затерянный мир". По своей инициативе - цикл "Старое королевство". Приходится делать ставку на чтение, объяснений ХОРОШИХ по произведениям (анализ характеров, к примеру) в видео-уроках мне найти не удалось. Чтоб вот как П. Виктор по физике или Р. Соловьев по окружайке. Если у кого-то есть на примете, я буду очень благодарна за ссылки на уроки.
Проверочные тесты по литературе были на "точечные знания", думать и анализировать не требовалось. То есть, к примеру, не надо было сравнивать Жилина и Костылина, а нужно было ответить, какой выкуп потребовали за них. Варианты:
а)5000 монет б) 3000 монет в) 100 рублей
Приведу ещё примеры.
Кем был дед Чехова?
а) помещиком б) крепостным в) рабочим
Чем увлекался Чехов с детства?
а) поэзией б) театром в) путешествиями
Что из этого не входит в фабулу?
а) завязка б) сравнение в) экспозиция
Сколько держали Робинзона Крузо в плену?
а)5 лет б) чуть больше 2 лет в) 1 год
Малой Родиной Твардовского была:
а) Смоленщина б) Рязанщина в) Вологодщина

Аналогично дела обстояли с предметом "Родная литература". Дочка заинтересовалась отрывками из произведения "Серебряный герб", прочла книгу полностью, но на точечных вопросах села. По этому предмету у неё четверка.

Интересная ситуация возникла с математикой. В нашем домашнем курсе я пользовалась учебниками Виленкина, Никольского и Шевкина, задачниками Кострыкиной и Пономарёва. Мы решали и задачи на сообразительность. И вроде бы дочь шла достаточно подготовленной. Но вот с ниже приведенным заданием она не справилась.
Среднее арифметическое неких трёх чисел равно А, а среднее арифметическое неких четырех чисел равно В. Чему равно среднее арифметическое семи этих чисел?
Как рассудила дочь: (А+В)/2
Как рассудила мать: (3А+4В)/7
Но почему-то пятёрку ей всё равно поставили. Хотя я говорю ей, что незаслуженно.

История изучалась нами дома по Коровкину. Перед сдачей прочли школьный учебник. Отметку нам до сих пор не сказали, думаю, пятёрка, так как вопросы были легкие.

Труд и физру мы ходили делать в школу. По труду дети шили фартук и готовили еду в этом семестре. А по физре играли в баскетбол и волейбол. Оба предмета ребенку интересны, поэтому ходить на них не напрягало. Фартук сшит, бутерброды съедены (спасибо классной, теперь в семейном альбоме есть замечательные фото с уроков труда), нормативы сданы.

Теперь нужно узнать, как и где получить справку о прохождении аттестации. По этому поводу я планирую зайти в школу к нашей завуч, думаю, проблем быть не должно.

Впереди шестой класс.  Знакомые часто спрашивают,  останемся ли мы на СО или вернемся в школу. Дочь говорит, что продолжим учиться дома.



Разработка и дизайн - Геокон - 2010-2021 гг.

ФотоСтарт PhotoGlade